ИСТОРИЯ СЛОВ
В. В. ВИНОГРАДОВ

Назад Содержание Вперед

Злодей, злодейство, злодеяние. [...] в стиле Карамзина основные общественные понятия, а следовательно, и выражающие их слова и термины повернуты в сторону этики и психологии, а не социологии. И в этом резкое качественное отличие стиля прекраснодушного моралиста Карамзина от стиля революционера-борца Радищева. Так у Радищева [в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790, с. 18)] слово злодей, хотя и не выходит за пределы общих своих значений (в словаре АР, 2, 877: 1) Враг, недруг, сопостат; 2) Законопреступник, человек, подверженный тяжким порокам), иногда получает яркую общественно-политическую окраску, например «Член общества становится только тогда известен правительству его охраняющему, когда нарушает союз общественный, когда становится злодей!» Ср. также: «С презрением взирал, что для освобождения действительного злодея, и вредного обществу члена... начальник мой, будучи не в силах меня преклонить на беззаконное очищение злодейства или на обвинение невинности, преклонял к нему моих сочленов» (там же, с. 122). В оде «Вольность»:

Злодей злодеев всех лютейший...

Ты все совокупил злодеяния и жало

Свое в меня устремил...

Умри, умри же ты сто крат.

Народ вещал...

(там же, с. 366).

Напротив, в стиле исповеди Карамзина, в стиле «Записок одного молодого Россиянина», злодей — это `преступник вообще, свершитель, производитель зла, слуга порока'. «Злодей не сделался бы злодеем, есть ли бы он знал начало и конец злого пути, все приметы сердечного развращения, все постепенности оного, разрождение пороков и ужасную пропасть, в которую они влекут преступника». Карамзин употребляет слова злодеяние и злодейство как синонимы. Корни злодейства, по мнению Карамзина, не в условиях общественной жизни, а в «сердечном развращении», в душе. «Содрогается душа наша при виде злодейств или картины оных; тогда мы чувствуем живейшее отвращение от зла». Поэтому осуждается Карамзиным мысль, что «историю ужасных злодеяний надобно скрывать от людей.., кто так думает, тот не знает сердца человеческого».

(Виноградов. Проблема авторства, с. 308—309).


Назад Содержание Вперед